АГИТ-ДИЗАЙН 1941-1945

01

Роль плаката во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

      Великая Отечественная война - одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю советского народа. С первых же дней Великой Отечественной войны Советскому Союзу пришлось иметь дело с очень серьёзным противником, умеющим вести большую современную войну. Гитлеровские механизированные полчища, не считаясь с потерями, рвались вперёд и предавали огню всё, что встречалось на пути, советский народ не жалел ни сил, ни жизни для того, чтобы приблизить час победы.

      Немаловажную роль в победе  над врагом сыграли плакаты времён Великой Отечественной войны, призывавшие и вдохновлявшие советских людей на борьбу против оккупантов, возвращавшие людям надежду и веру в скорую победу.

      Изучая плакаты периода 1941-1945 годов, можно проследить весь ход войны с её неудачами, тяжёлыми потерями и долгожданными победами.

34

      Плакатная графика – один из самых распространенных видов наглядной агитации.

      По своему духу, по способности немедленного отклика на события, плакат оказался одним из самых эффективных средств для выражения чувств всего народа, для освещения срочных новостей фронта и тыла, для призыва к защите Родины.

       Военный плакат поставлялся на фронт наравне с оружием и боеприпасами. Такие плакаты обычно сопровождались надписью: «Всякий срывающий или заклеивающий этот плакат- делает предательское дело».

       Наиболее важную информацию необходимо было передать при помощи самых простых действенных средств и при этом в короткие сроки. Яркие, доходчивые, образные плакаты призывали к борьбе с врагом, позорили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла.  Они были злободневны, исполнены оптимизма, созвучны чувствам и мыслям людей.

34

       Советские политические и агитационные плакаты в годы Великой Отечественной войны приобрели особую значимость и актуальность: были созданы сотни плакатов и многие из них стали классикой советского искусства.

       События начала войны отражены в плакате Ираклия Тоидзе «Родина- мать зовёт!», изданного миллионными тиражами на всех языках народов СССР.

34

        Плакат был создан Ираклием Тоидзе в июне 1941 года, через несколько дней после вторжения немецких войск.

       Считается, что слова «Родина-мать» он взял из стихотворения своего любимого поэта Андрея Белого, а в качестве модели использовал жену Тамару. Несмотря на то, что прототипом стала грузинская женщина, художник старался добиться такого эффекта, чтобы каждый солдат, вне зависимости от национальности, мог разглядеть на плакате черты своей матери.

        В итоге получился один из самых узнаваемых плакатов за всю историю СССР и России.

34

10

       Гитлеровские войска вероломно напали на нашу страну 22 июня 1941 года. В тот же день вступила в бой с фашистами вместе с миллионами советских людей творческая группа художников, которые назвали себя «Кукрыниксы».

      Кукрыниксы – советские художники-графики и живописцы: Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов.

      Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова.

34

8

12

13

        В одном строю с сатирическими плакатами шли и плакаты, передававшие ужас первых месяцев войны и призывавшие к защите Родины и мщению врагу. Среди них можно выделить работы Виктора Борисовича Корецкого.

        Советский график в годы Великой Отечественной войны нарисовал свыше 40 плакатов. Они созданы особым творческим методом, основанным на сочетании натурных фотографий с рисунком карандашом и гуашью.

34    34

         Авторы военных плакатов часто создавали объедения. Одно из самых известных «Окна ТАСС».

        «Окна ТАСС» – специальный вид малотиражного плаката, который был создан с началом Великой Отечественной Войны, выполнявшийся не печатью, а в ручную, путем нанесения клеевых красок на бумагу через трафарет.

        Художники в своих работах освещали борьбу с фашизмом на фронте, подвиг женщин и детей в тылу, заменивших мужчин у станка, и партизанское движение.

26

27

        Так в дело пошло оружие, пострашнее огнестрельного, — информационное и идеологическое, недаром пропаганду и агитацию назвали третьим фронтом Великой Отечественной. Именно здесь разворачивалась битва за дух народа, которая, в конечном итоге, и решила исход войны. Гитлеровская пропаганда тоже не дремала, но ей оказалось далеко до священного гнева советских художников, поэтов, писателей, журналистов, композиторов.

34

         Плакаты военного времени можно назвать солдатами: они били точно в цель, формируя общественное мнение, отражая четкий образ врага, сплачивая ряды советских граждан, рождая необходимую для войны эмоцию: гнев, ярость, ненависть, — и в то же время, любовь к семье, которой угрожает враг, к родному дому, к Родине.

         Стремительно продвигавшиеся в глубь страны фашистские войска уже в конце октября — начале ноября 1941-го находились в 70–100 километрах от центра Москвы. Это были, пожалуй, самые тяжелые дни войны для столицы. Шла эвакуация промышленных предприятий, минировались мосты и заводы. Октябрьская распутица, сдерживавшая продвижение врага, закончилась: 4 ноября ударили морозы. Для решительного броска на Москву вермахт возобновил наступление.

         Для того, чтобы весь мир увидел что Красная Армия и советский народ полны решимости защищать свою Родину при любых обстоятельствах, 7 ноября состоялся традиционный военный парад на Красной площади. Казалось бы в 1941 году, когда немецко-фашистские войска продвигались по территории Советского Союза, было не до парада. Однако руководство страны приняло решение о проведении торжественного марша. Главным условием подготовки к параду была строгая секретность.

        По расчетам военных, парад должен был продлиться 1 час 1 минуту 20 секунд. В параде участвовали 28 467 человек (пехотинцев, кавалеристов, стрелков и пулеметчиков, артиллеристов, танкистов, ополченцев), которые уходили прямиком на фронт.

        Гитлер включил приемник и, как свидетельствуют историки, пришел в неописуемую ярость. Он бросился к телефону и потребовал соединить его с командующим ближайшей к Москве бомбардировочной эскадрой: «Даю вам час для искупления вины. Парад нужно разбомбить во что бы то ни стало. Немедленно вылетайте всем вашим соединением. Ведите его сами. Лично!»

        До Москвы не долетел ни один бомбардировщик. На рубежах города силами 6-го истребительного корпуса и зенитчиками противовоздушной обороны Москвы было сбито 34 немецких самолета. 

28

3

19

        Одним из самых известных военных плакатов, призывающим к защите столицы, стал «Отстоим Москву!» Николая Жукова и Виктора Климашина.

        В октябре 1941-го за одну ночь художники нарисовали знаменитый плакат. Утром отнесли плакат в издательство – он был принят и уже через несколько дней расклеен на всех улицах столицы.

9

        Жуков Николай Николаевич – Выдающийся советский график, мастер портрета, книжной иллюстрации, политического плаката.

        Он начинал воевать рядовым в пехоте, работал фронтовым художником и военным корреспондентом газеты «Правда». Во время войны рисунки художника появились в армейской газете «На разгром врага». Он бывал в партизанских отрядах, делал иллюстрации к военным рассказам. Окончание войны Жуков встретил в Вене в звании капитана.

10

          Когда осенью 1941 года враг вплотную приблизился к нашей столице, Борис Мухин создает плакат «Защитим родную Москву», который стал символом торжественной клятвы московских ополченцев – жителей города, вставших на защиту столицы.

          Борис Александрович Мухин – советский живописец, график, иллюстратор, декоратор, плакатист.

          Еще в первую мировую, когда В 1914 году Германия объявила войну России, Мухина призвали в армию и направили учителем рисования в Оренбургский кадетский корпус. В Оренбурге в свободное от службы время он делал зарисовки быта местных жителей-казахов и старинной архитектуры, писал портреты, пейзажи, натюрморты.

34

Художники-плакатисты на ряду с призывными плакатами, создавали и разгромные сатирические работы, высмеивающие врага, находящегося на подступах к Москве.

21

20

        Оборона Ленинграда

        До войны Ленинград был крупнейшим центром советской промышленности, производства вооружений, сосредоточием культурных ценностей. Все эти факторы предопределяли гитлеровский план первоочередного захвата северной столицы.

        Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. В планах гитлеровских оккупантов было стереть с лица земли город и уничтожить всех ленинградцев. Осаждённый Ленинград 872 дня сражался за жизнь. Ежедневные бомбардировки и страшный голод не сломили его жителей, город продолжал жить и бороться.

        Оборона Ленинграда и блокада — урок бессмертного мужества всей стране, всему миру. Ленинград был окончательно освобождён только 27 января 1944 года.

30

32

33

34

34

34

34

34

        С историей блокадного Ленинграда связана судьба  и творчество Серова Владимира Александровича, выдающегося советского живописца, графика, педагога.

        Во время Великой Отечественной войны Владимир Серов возглавлял Ленинградский Союз художников и направлял всю его работу на военно-политическую агитацию против фашистских захватчиков.

        Уже 26 июня 1941 года в первые дни блокады на улицах Ленинграда был расклеен плакат художника «Били, бьем и будем бить!».

34

34

         Партизанское движение

         К Силам регулярной армии присоединилось Партизанское движение, имевшее в годы войны массовый характер. Жители оккупированных территорий тысячами уходили в партизаны с целью сражаться с захватчиком. Их действия не были хаотичными – крупные партизанские отряды подчинялись Красной Армии. партизаны нарушали автомобильное, воздушное и железнодорожное сообщение врага, а также подрывали работу линий связи.

         Победа в Великой Отечественной Войне была бы не возможна без трудовых подвигов в тылу.

34

34

34

          Оборона Севастополя

          Главную базу черноморского флота – Город Севастополь гитлеровцы атаковали в 1941 году, нанеся авиационный удар. Севастополь держался 250 дней и ночей (с 30 октября 1941 года по 4 июля 1942 года).

          Советские стрелковые войска и моряки были полны решимости отстоять город, однако в связи с сокращением темного времени суток и господством вражеской авиации снабжение Севастополя стало крайне трудным, а позже и невозможным. Оставшиеся бойцы сражались до последнего снаряда и патрона.Но город был сдан.

           Но несмотря на это героическая стойкость советских воинов позволила все же отстоять крымский полуостров, сломив боевой дух гитлеровцев и сделала невозможным молниеносный захват Крыма и Кавказа, с его богатыми ресурсами.

34

34

          Защита Севастополя вошла в летопись войны и была запечетлена на картине Александра Дейнеки (живописца,  графика и педагога) «Оборона Севастополя», которая является художественным вымыслом, а не иллюстрацией реального боя.

          Произведение А.А. Дейнеки представляет собой символическое изображение столкновения двух непримиримых сил на руинах горящего города: богатырские фигуры советских моряков в нарочито белоснежных робах против надвигающейся темно-серой, почти безликой массы захватчиков.

          Полотно демонстрировалось на выставке «Великая Отечественная война» осенью 1942 года. Его особенностью является «плакатность» и нарочитая схематичность.

34

          Оборона Сталинграда

          Летом 1942 года началась невиданная по своему значению, размаху и напряжению битва на подступах к Дону и Волге. 200 дней и ночей Красная Армия перемалывала отборные соединения Германии и её союзников. Сталинградская битва, которая изменила историю и переломила ход всей Второй мировой войны, продлилась с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года и закончилась полной победой советских войск.

         Уже В конце января 1943 г. операция по ликвидации окруженных войск была закончена, а 91 тыс. солдат, офицеров, генералов и фельдмаршал Паулюс сдались в плен.

        Это было невиданное поражение фашистов, потерявших огромную армию и мощную боевую силу. Битва за Сталинград показала возросшую мощь Красной Армии и ее боевой техники, талант советских полководцев.

34

34

34

        Битва на Курской дуге

        Окончательный перелом в ходе Великой Отечественной войны произошел во время битвы на Курской дуге, она длилась с 5 июля по 23 августа.

        12 июля под Прохоровкой состоялось крупное танковое сражение, в результате которого советскими войсками был нанесен существенный удар по немецким формированиям. Они были разбиты практически полностью.

        Победа оказалась возможной благодаря усилиям фронта, а также работе тыла, сумевшего перестроить свою работу и обеспечить фронт всем необходимым для победы. Неоценимый вклад внесли военные медики, санитарки, выносившие на своих хрупких плечах бойцов с поля боя.

       Поддержкой и фронту, и тылу служили яркие работы художников-плакатистов, с размахом освещавших коренной перелом в ходе Великой Отечественной и всей второй мировой войны.

34

34

34

34

34

        Восстановление границ СССР

         К осени 1944 г. граница СССР была восстановлена практически на всем протяжении, начались операции советских войск в Восточной Европе. Так военные действия переместились с территории Советского союза на захваченные гитлеровцами земли Европы.

         Образ врага перестает вселять ужас, плакаты призывают дойти до его логова и там раздавить, освободить не только свой дом, но и Европу. Героическая народная борьба — основная тема военного плаката этого этапа войны. Уже в 1943 году советские художники уловили еще далекую тему победы, создавая полотна с лозунгом «Вперед! На Запад!». Именно эти настроения передал в своих работах Виктор Семенович Иванов.

34

34

       Освобождение Европы

       Летом 1944 г. Красная армия провела одну из крупнейших операций Великой Отечественной войны — «Багратион». Был открыт путь в Польшу, Прибалтику и Восточную Пруссию. В середине августа 1944 г. советские войска вышли на границу с Германией.

       Главные итоги наступательных операций: полностью завершено освобождение советской земли, полностью восстановлена Государственная граница СССР, военные действия перенесены за пределы СССР — на территорию Румынии, Польши, Болгарии, Венгрии, Чехословакии.

       Весной 1945 г. Красная армия вышла на подступы к Берлину. Берлинское сражение началось на рассвете 16 апреля 1945 г.

34

34

34

       Долгожданное окончание войны

        30 апреля 1945 г. в Берлине , когда центр города находился уже в достаточно плотном кольце советских войск, в бункере под рейхсканцелярией покончил жизнь самоубийством Адольф Гитлер.

        8 мая 1945 г. в пригороде Берлина был подписан Акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил.

        Великая Отечественная война принесла советскому народу тяжелейшие потери и ужасные страдания, предстояла грандиозная многолетняя работа по восстановлению промышленности и городов, деревень и сельского хозяйства. Кроме того, необходимо было вернуть и восстановить художественные ценности мирового масштаба, до войны принадлежавшие советскому государству. Ветеранам и вчерашним работникам тыла предстояло возродить промышленность и экономику огромной страны.

34

34

34

34

34

34